Черное солнце пустыни или с праздниками дорогие товарищи!

Опубликовал Евгений от апреля 30, 2013





Привет читатели. Приближаются продолжительные, с детства знакомые праздники, замечательный случай посвятить массу времени отдыху, Весне, обновлениям в природе, обновлению в Душе.

От всей души поздравляю Вас с 1 мая и это замечательно, что Всемирный день труда ежегодно выпадает на выходной (день отдыха), символизируя победу желаемого над неизбежным. Продолжит шествие праздности и безделья главный праздник христиан – Святая Пасха, а окончательно эстафетную палочку выходных подхватит один их главных праздников ушедшей в прошлое страны День Победы. Вот уже и страна нас покинула, а народ и память народная остаются. Поздравляю всех оставшихся в живых ветеранов, всех свидетелей этой страшной войны, всех тех, кому удалось выжить и сохранить силу духа в это тяжкое испытание.

Сегодня я не буду утомлять Вас вопросами заработка в интернет, для этого хватает другого времени года, а просто опубликую статью, которую написал полтора года назад. В современном мире многие понятия в жизни перевернулись, заняв диаметрально противоположные позиции. То, что раньше представляло определенные человеческие ценности, уже утратило свое значение и наоборот. Статья эта — мой иронический взгляд на известный шедевр советского кинематографа, который на протяжении не одного десятилетия показывался именно в эти праздничные дни, возможно и в эти его будут «крутить» на одном из телеканалов. Буду рад, если она вызовет у Вас улыбку.

«Белое солнце пустыни» другой взгляд на кино.

Кто не помнит этого фильма режиссера Владимира Мотыля, чемпиона советского и российского кинопроката, за многие годы завоевавшего звания культового кино. Безусловно, он заслуживает этих регалий, многие фразы из кинофильма вошедшие в обиходную русскую речь, не теряют актуальности и в наше время, одна «Восток — дело тонкое...» чего стоит. Но сегодня я хотел бы посмотреть на фильм глазами современного человека.

Постараюсь не касаться сюжетной линии, а просто, абстрагируясь от советской морали, попытаюсь охарактеризовать каждого киногероя, с точки зрения морали общепринятой, современной, так как оно есть на самом деле.

Начнем с Сухова, главного героя картины — красноармейца, якобы возвращающегося домой в Самару к своей жене, которую покинул лет двадцать назад. Трудно сказать, чем он занимался, странствуя на протяжении прошедшего времени от Амура до Туркестана, известно лишь, что на момент событий описанных в фильме, он был демобилизованным бойцом Красной Армии, награжденным именным оружием.

Уже с первых минут фильма начинаешь понимать, что какими бы ласковыми не были лицемерные строки его писем:

— тело его домой не стремится, о чем свидетельствует то, с каким энтузиазмом он ввязывается в очередную авантюру.

Следует отдать должное, Федор Иванович находчив, смекалист, изобретателен, бесстрашен, вынослив, и наделен чувством юмора, ничего удивительного — это типичные черты любого авантюриста. Но больше всего бросается в глаза то, с каким хладнокровием он расправляется с бандой разбойников-басмачей, так в фильме в соответствии с коммунистической моралью именуется отряд Абдуллы.

Судя по сюжету картины, Сухов не первый раз стреляет в человека, и привык видеть любого собеседника в основном в прорезь прицела. Жертв в «Белом солнце ...» очень много — это, пожалуй, первый советский боевик с таким количеством трупов, но за исключением Старика, Гюльчатай и Петрухи, убитых Абдуллой, практически все остальные на совести Сухова.

Да и в прочих отношениях он не слишком искренен, клянется в верности своей жене, объясняет основы моногамии юной Гюльчатай, а сам в грезах мечтает о гареме.

 

Посмотрим на другого героя картины Саида, что можно сказать о нем? В отличие от Сухова, это авантюрист-неудачник, живущий одной целью — отомстить Джавдету. И хотя авторы пытаются провести аналогии классового происхождения Саида и Сухова, тем не менее, этот персонаж оставляет множество вопросов. Откуда простой дехканин, так мастерски владеет огнестрельным и холодным оружием? А как он справляется с конем и лассо? Кем он был раньше? Предположим — пастухом, тогда почему нажил всего четырех баранов?

— жалуется он на Джавдета Сухову.

Отец его дружил с отцом Абдуллы, а вот сыновья выросли разными. Скорее всего, Саид был бандитом-неудачником — флибустьером пустыни, рефлекторно реагирующим на каждый выстрел: «Стреляли». А месть Джавдету для него была такой же иллюзорной мечтой, как и Катерина Матвеевна для Сухова, в противном случае давно бы подстерег того у Сухого Ручья, а не пытался бы «насолить» в это время сыну друга отца.

Петруха — типичная жертва. Жертвой он был всегда: мать воспитала его стеснительным и малоприспособленным к жизни; командир отряда вооружил его винтовкой, которая не стреляла, а представить Петруху в штыковом бою просто не возможно; да и Сухов, которому доверили «зеленого» бойца, так и не смог его защитить. Молодой парень выросший видимо без отца, воспитанный одной матерью и призванный в Красную Армию незадолго до описанных событий, необстрелянный, к бою пригодный так же, как и его винтовка, сразу становится жертвой Абдуллы, пытаясь по неопытности совратить его самую юную жену, прямо на глазах мужа.

Павел Артемьевич Верещагин — еще один претендент на зрительские симпатии, бывший начальник царской таможни. Не взирая на голод в стране и разруху, его дом — полная чаша, во дворе павлины, в бассейне осетры, в миске икра. Как в последствие оказывается еще и огромный арсенал оружия. Думаю, в царские времена с оружием в частных руках было не менее строго, чем сейчас. Но что поделать — начальник таможни!

Крылатая фраза

А где Вы видели, чтобы начальник таможни собственноручно брал взятки? Правильно за него это делают подчиненные. А за Державу обидно всем и всегда, даже мздоимцам.

Привыкший жить под контролем жены, окончательно спившийся (начало дня, он уже в стельку), Верещагин неадекватен в своем поведении. Вспоминая свою былую удаль, все-таки герой первой мировой, кавалер двух «Георгиев», в пьяном угаре пытается помочь Сухову в борьбе с Абдуллой, однако его эмоциональный порыв сменяется немотивированным отказом:

Правда потом, видимо «догнавшись» самогоном, самостоятельно лезет на баркас, чтобы реабилитироваться в глазах Сухова с Пертрухой, который напомнил ему умершего сына и погибает.

Из прочих эпизодических героев, роли которых не велики, заслуживают внимания Джавдет и красный командир Рахимов.

Джавдет вообще не игровая роль, однако, он присутствует на протяжении всего фильма.

— эта характеристика полностью оправдывает его отсутствие на экране.

Командир красноармейцев Рахимов — типичный мент середины девяностых, изображая бурную деятельность по поимке или уничтожению бандитов, он умудряется, напрягая окружающих и не задумываясь о последствиях, находиться в постоянном поиске преступников, причем пути Рахимова с ними никогда не пересекаются.


И, наконец, последний персонаж фильма Черный Абдулла — басмач, бандит, классовый враг Сухова, Саида, Петрухи. Тем не менее, он и Верещагин явно связаны партнерскими отношениями: фраза

однозначно намекает на коррумпированные связи в прошлом.

Так кто такой Абдулла? По меркам девяностых прошлого столетия, когда стали появляться «новые русские», он был предпринимателем, а родись он лет на семьдесят позже, был бы сейчас олигархом, «новым туркестанским». Таким образом, совсем недавно «поднялось» немало народу, кто нынче покупает футбольные клубы, замки на Туманном Альбионе, яхты и острова.

Абдулла родился и вырос в бедной семье:

— так говорит он о себе.

В период бардака и разрухи после революции (мы пережили подобное совсем недавно), когда многие «сколачивали» свой первый капитал, он занимался нелегальной торговлей и нефтяным бизнесом, а потом пришла новая власть и объявила его классовым врагом. Молодой, сильный, умный, уверенный в себе красивый мужчина и воин, уважаемый в округе человек, как он должен был поступить в этом случае? Сдаться на милость какого-нибудь Рахимова и провести остаток жизни в лагерях или кончить ее у ближайшего дувала?

Естественно он поступил иначе, он взял в руки оружие и встал на защиту своего имущества, своей семьи, многовековых обычаев и укладов мест, где родился и вырос, на защиту своей жизни, наконец. На протяжении всего фильма нет ни одного свидетельства о его разбоях и зверствах. Две задушенные жены, хранитель музея, Гюльчатай и Петруха не могут сравнять чаши весов с жертвами Сухова. Все, что хотел затравленный на Родине, Абдулла: вывезти свою семью и имущество за границу.

Погибает Абдулла, получив от Сухова пулю в спину.

Вот такие впечатления может получить современный молодой человек, просмотрев замечательный фильм «Белое солнце пустыни». Человек, который не знает, кто такой Ленин, Маркс или Энгельс, кто не носил пионерского галстука и не был комсомольцем, кто не ходил с красными знаменами на демонстрации и не смотрел неделями съезды партии по всем (двум) каналам телевидения, у кого не были загажены мозги утопическими идеями строительства коммунизма. Человек, который вырос и живет в условиях развивающегося капитализма, не менее жестокого по отношению к нему, чем события, развивающиеся на экране.

Видно прав был Абдулла:

Кто из героев фильма положительный, а кто нет, судите сами.

Лично для меня — это самый любимый советский фильм.

TEXT.RU - 100.00%

А теперь знакомая песня и непременно эта:

Всех благ Вам и удачи, Евгений Беляков.

Не забывайте добавлять к своим комментариям ссылки на новые статьи Вашего блога.

Подписывайтесь на мою рассылку – Реальные деньги в виртуальном мире.

Посетите мой магазин информационных и обучающих товаров INFO-SHOP.

Популярность: 17%

Если Вам понравилась эта статья, подпишитесь на новые через RSS. Моя RSS!

На эту тему я писал раньше:


Об авторе

Евгений




Комментарии

9 комментариев to “Черное солнце пустыни или с праздниками дорогие товарищи!”


  1. Ну что уж вы так? Я относился и отношусь к этому фильму как к пародии на американские вестерны, попросту комедии. Кстати мой знакомый, когда вышел этот фильм на экраны, служил в торговом флоте, когда в море встречались с американцами и начинался ченж, те первым делом просили «рашин ковбой», а вы авантюрист, изменщик и т.д. Проще надо относится к вещам, а не искать в каждой комедии темную сторону

    [Ответить]

    admin Reply:

    Влад это всего лишь ирония. С Праздником!

    [Ответить]


  2. произведение искусства всегда надо оценивать «в целом», как только начинаешь раскладывать все по частям, то искусство умирает.

    [Ответить]


  3. Спасибо, прочитала статью с улыбкой, ирония и само ирония мне всегда импонируют, наверное это у нас заложено советское, ругаем, но все-таки любим и верим.

    [Ответить]


  4. А с Праздником поздравить забыла.

    Евгений! Поздравляю Вас и Ваших читателей с Праздником Весны и Труда! Желаю крепкого здоровья и Весны!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Спасибо большое Рашида! И Вас с Весной! Удачи!

    [Ответить]


  5. Евгений, и Вас с праздником. И с прошедшим 1 мая, и с наступающими. Интересная статья, а что Вы с ней делали, чтобы она не попала в ТОП (шутка). И всерьез: как Вы прокомментировали бы современные вестерны на НТВ, например? Я имею ввиду ментов и пр. и пр.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Спасибо Юрий. Да никак бы не комментировал. У современного российского кино нет цели стимулировать человека думать. Единственная их цель -забить в мозг очередной штамп, а в этом случае мысли только помеха. Поэтому все кино осталось там, за чертой 80-х ...

    [Ответить]


  6. Не знаю, как другие... Но если экстраполировать из истории, то Сухов Фёдор Иванович, скорее всего, начал свою военную службу в царской русской армии (ушел из дома 20 лет до описываемых событий) с подавления «боксёрского» восстания в Китае (1900 год) — как раз даты совпадают, скорее всего, он возвращается домой в 1922—1923 году. Потом русско-японская война. Далее вполне возможно участие в революционных событиях 1905—1907 года. За участие в этих событиях мог быть приговорён к каторге или ссылке в Сибирь или на Дальний Восток. Освободила его февральская буржуазно-демократическая революция. После установления советской власти вступил в РККА. Борьба с семёноцами, японцами. После ухода японцев с Дальнего Востока (1922 год) демобилизовался. И возвращаясь домой, на Волгу, ввязывается в новую авантюру...

    [Ответить]

Оставьте комментарий

«Реальные деньги в виртуальном мире»
Подпишитесь на рассылку
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности